Сегодня, 27 января, сербы чествуют своего величайшего национального святителя, основателя автокефальной Сербской православной церкви и ее первого архиепископа с 1219 года, возможного автора Законоправил святого Саввы, сербского Номоканона, первого сербского сборника церковных правил и светских законов Святого Савву Сербского. На протяжении веков его образ и историческая заслуга вдохновляли сербский народ, занимая ведущее место в духовной, культурной и политической жизни страны. 

В своей статье советник президента Сербии Драгутин Матанович вспоминает историю Святого Саввы и указывает на важность сохранения своей идентичности и православия.  

Первое чествование святого Саввы как покровителя школы состоялось в г. Земуне (части столицы Сербии Белграда) в 1812 году, а гимн святому Савве впервые был исполнен в 1839 году в г. Сегеде (Венгрия). По закону от 1840 года праздник в честь святого Саввы стал общешкольным и с тех пор каждое 27 января торжественно отмечается во всех школах. Черногория официально ввела этот праздник в 1856 году, при князе Данило I Петрович Негош. Праздник отмечался в балканских странах как школьный до 1945 года, пока коммунисты его отменили. Тем не менее, чудотворный святой «пережил» это духовное рабство – после почти полувекового запрета празднование святого Саввы как покровителя школы возобновилось.

Святой Савва, он же принц Растко Неманич, родился около 1174 года в Расе, был младшим сыном сербского правителя Стефана Немани. В 15 лет он получил от отца часть государства, которым должен был управлять, но в молодости Растко презрел «императорскую корону», ушел на Афон, постригся в монахи и нарек себя именем Савва. Мы до сих пор не знаем имени русского монаха, который вывел его на путь духовной жизни, но это было началом русско-сербских духовных, культурных и политических связей, которые, несмотря на все трудности, сохраняются и развиваются и по сей день.

 На Афоне Савва Неманич просил, чтобы в нем видели не сына правителя, а обычного монаха, и поэтому «кроме молитвы, поста и аскетизма он также выполнял все монастырские обязанности». Вскоре он вернулся в Сербию, чтобы построить предтечи сегодняшних школ и больниц, распространить веру и знания среди сербов, примирять братьев, враждовавших в гражданской войне, внедрить дух средневековых законов среди своих соотечественников. В 1219 году святой Савва заложил основу автокефальной Сербской архиепископии, из которой в 1346 году возник Сербский Патриархат. Он всегда опережал свое время и не жалел себя, работал чтобы морально и экономически поднять свой народ.

 Святой Савва скончался в 1235 году в Трново, тогдашней столице Болгарии. Культ Саввы в народе был силен, поэтому Синан-паша сжег его мощи на Врачаре (центр г. Белграда) в 1594 году, которые хранились в Милешевском монастыре. На месте где это произашло, как утверждается по преданию, построен великолепный храм Святого Саввы – мечта многих поколений сербов, которая осуществилась только в последние годы.

 Святой Савва был дальновидным сербом: он снял корону римского папы с головы своего брата и таким образом навсегда привязал Сербию к православию. Он назвал Ватикан «латинской ересью», как будто предвидел вековой геноцид хорватов, служителей Ватикана, против сербов. Сербы представляли одну треть населения Независимого государства Хорватия и были жестоко репрессированы и убиты в 1941-1945 годах, поскольку для тогдашней хорватской элиты и Хорватской Римско-Католической Церкви они представляли собой препятствие на пути к реализации «чистого этнического пространства для чистой Хорватской нации». В этом заключалось предвидение Святого Саввы Сербского и слепота Караджорджевичей (сербской и югославской правящей династии), которые навязали «югославскую» культуру, полностью противоположную сербскому духу Святого Саввы Сербского.

 Даже сегодня мы являемся свидетелями невообразимой ненависти «другосрбиянцеу» (части прозападных сербов) к другим сербам, защитников «европейских ценностей» и современной декадентской культуры Запада. Все они выросли из «удбо-коммунистических» (УДБА — управление госбезопасности Югославии) шинелей сербской правящей квазиэлиты после 1945 года. Их задача тогда, и сейчас — яростная преданность борьбе против сербского народа, сербской идентичности и Сербской Православной Церкви. Лучше всего это видно в январе, когда все хором ревут против празднования Рождества, Стевандана (дня Святого Стефана 9 января) – Дня Республики Сербской, сербского Нового года (Старого Нового года), Крещения, Святого Саввы.

 Святой Савва напоминает нам, насколько важно сохранить сербскую идентичность и независимую государственную политику. Вот почему президент Вучич после посещения Враньской Светы написал: «Посещая монастырь Лепчинца и церковь Св. Великомученика Пантелеймона, я хотел проявить уважение и поддержать усилия по сохранению и воспитанию духовных ценностей, составляющих основу нашей идентичности».

 В Скопье (столице Северной Македонии), где прошли торжественные мероприятия, посвященные Дню Святого Саввы Сербского, ребенок споет «Весели се сербски роде» (Веселись сербский род), а сам Вучич присоединится к пению этой песни. Духовные скрепи коммунистической Сербии давно разорваны. И сербы вновь свободно поют песни, в которых прославляют своих великих людей. Свои священные монастыри.

Всем нам, сербам, осталось учиться у Святого Саввы, защищать бессмертное Святославлье — Святого Савву и нашу Сербию.

 Давайте воскликнем с любовью – с Днем школьного праздника Святого Саввы.